Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород
Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно
встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах - от
Австралии до Канады.
|
Жеребец Успех, производитель
Ульяновского конного завода |
Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в
провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья
Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на
хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а
умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать
лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века
Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.
О времени появления першеронской породы единого мнения
нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних
французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего
происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в
том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования
времени, изменяя тип лошади.
Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста,
обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была
гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали
культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили
подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства,
появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь,
способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом
першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены,
а першероны превратились в упряжных лошадей.
В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов
выращивали тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее
крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и
большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для
внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь
массивную лошадь. Российский «Журнал коннозаводства и охоты» в 1853 году
описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны -
среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой
упряжной езды; большие - выше, плотнее, массивнее, они более
приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как
характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских
лошадей: «Под
грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса, двигающего
огромные тяжести, а в формах более легких она, как легконогий Ахилл,
влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по 18 км в час. А
засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя предметом
гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки, продается
уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей
взрослых!».
Долгое время першероны были лучшими лошадьми для
почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой
французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на
городские омнибусы.
Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на
этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов
закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи
сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень
доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше
время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных
лошадей продавалось и на экспорт.
|